Воскресенье, 28.04.2024, 17:05

Приветствую Вас Гость | RSS
Людмила и Валентин Никора
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
О романах фэнтези [2]
О романах в жанре мистики и фантастики [1]
Наша поэзия [8]
Стихи Людмилы и Валентина, статьи о них
Ранние рассказы Людмилы [9]
рассказы Валентина [25]
Пародии [10]
Совместное творчество. Байки о старом Поккере
Неопубликованные статьи Людмилы Никоры [4]
Вредные мысли от Людмилы
Статьи Валентина Никоры (Волчонка) [3]
Думаю, пролистать удобнее, чем скачивать неизвестно что :)

Форма входа

Главная » Статьи » рассказы Валентина

Портабельный

— Тихон, ты бы капусту с бороды-то убрал. Срамно как-то перед аглицким послом.

— Ни чаво, мы в лапотной стране живем, в Гиперборее. Читал я их ученые книжки, заграничные, так там пишут, что мы с тобой, брат Никанор, с медведями по лапе и здороваемся.

— Это все тевтонское мракобесие, Тихон. Не любят нас ни Ливонские рыцари, ни папские кардиналы, потому как бога правильно славим только мы. А они — уж как умеют.

— А кое-кто до сих двумя персты, крадучись, крестные знамения на себя кладет.

— Не кладет, Тихон, а налагает. Кладешь ты капусту на бороду.

— Вот я и говорю,  а ну как дознается кто? Слыхал про новомодную казнь: сам государь в белы-от ручки топорик берет и боярину его повинную гм... бороду и отсекает.

— Так ежели выбирать, твоя, Тихон, борода любезнее самодержцу будет. Слыхал я, что господарь наш ох как квас уважает и капусту квашеную.

— Зануда ты, Никанор.

— Потому и поставлен над тобою старшим.

— Так мы же во Христе братья, то бишь равны, Никанор. Гордыня — это страшный, слышь, грех. Вот я смиренно твои речи слушаю и принимаю поношение твое во славу...

Договорить Тихону не дали.

Угол избы озарился синим пламенем.

— Вот и псы адские пожаловали. — Никанор встал, кивком головы скинул капюшон и выхватил меч.

Тихон медлил. Он весь напрягся, так что его живот стал под рясой еще круглее, чем обычно. Он нервно перебирал четки. Губы его шевелились, однако он не растворялся в молитве, а был собран для броска, точно сжатая пружина.

Мгновение и из свечения выскочил огромный матерый волк с ощеренной пастью. Он летел прямо на Тихона.

— Чесночку не желаете, пан оборотень? — Тихон схватил со стола головку чеснока, выхватил из-за пояса кинжал и, довольно лихо для упитанного монаха, перепрыгнул через стол, навстречу зверю.

— Не убей! — Крикнул Никанор.

Тихон откинул кинжал, и кулаком с зажатым в нем чесноком, ударил волку в нос.

Круглые карие глаза зверя на мгновение стали осмысленными.

Тут подоспел и Никанор. Он прыгнул волку на спину и саданул лезвием меча плашмя зверю промеж ушей.

Оборотень взвизгнул, как собака, получившая пинка, обмяк.

Монахи отступили от зверя.

Вокруг оборотня образовался серый речной туман, из которого пахнуло тиной и рыбным духом. Еще через мгновение с пола избы поднялся высокий худой мужчина. У него были запавшие скулы, и этим он сильно напоминал гончую собаку. А от виска до рта его украшал еще свежий шрам недельной давности.

— Будьте здоровеньки.

— Ба! — Всплеснул руками Тихон. — Та це ж ни какой не аглицкий посол, а Сенька наш Снегирев. Ты как здесь оказался?

— Да не, я должен был попасть в Западную Буковину с посланием к тамошнему командору. Граница закрыта, вот и пришлось дедовским методом.

— А он не сработал, да, Сеня, или как там тебя? — В разговор вступил Никанор, и по насупленным его бровям было видно, что он не верит ни одному слову.

— Как видите, братья.

— Не нашенский ты! — Никанор презрительно фыркнул. —  Бороду в угоду царю сбрил?

— Ты это. — Вступился за оборотня Тихон. — На парня-то не дави. Не растет у него борода. Его пять лет тому назад, когда споймали, пока в волчьем облике был, окатили его из алхимической лоханки. Был бы в тот миг человеком — вместо лица было бы сейчас мясное рагу. А так — ну подумаешь: волос на лице нет.

— Лишь бы человек хороший попался. — Буркнул Никанор под нос. — Подумал меч, падая с городской стены на головы осаждающих.

— Вот и познакомились. — Тихон сунул раздавленную головку чеснока в кошель на поясе. — Что-то разволновался я, горло пересохло.

— Не время. — Отрезал Никанор. — Сейчас еще один гость пожалует.

— Кто-то из наших? — Обрадовался Снегирев.

— Нет, из ихних. Хранители Западного Предела. — Скривил рот Тихон. — Они, слышь, не позволили опрокинуть мировую монаду и прорваться архонтам к власти.

— Та-а-к! — Никанор хотел было сесть, но, услышав непонятные слова, аж подпрыгнул. — Ты где это, брат, опять книгу стащил? Чует мое сердце, писана она вовсе не уставом.

— И даже не полууставом, а бесовским языком. Там нет ни «ерей», ни «ятей». Вроде наш язык, но какой-то, прости Господи, только евнухам на нем и изъясняться. Нет в нем полноты души.

— Оттого и читал. — Усмехнулся Никанор.

— Врага нужно знать в лицо. — Возразил Тихон.

Угол избы снова озарился сиянием, только теперь оно было нежным, как разлитая акварель. И из этого света не выскочил, а спокойно вышел человек, разодетый как на маскараде. Всюду банты, рюшечки. Шляпа с пером. Все бесполезное и неудобное в настоящей драке. Но женщины, похоже, будут в восторге от такого франта.

Gutten morgen, mein freind! — Поклонился он Никанору.

— Сдается мне, это не аглицкий язык. — Проворчал Тихон. — Вот, Никанор, держишь ты меня в черном теле, думаешь, что я лаптем щи хлебаю. А я супротив тебя ничего не имею. Я, можно сказать, живот готов положить за друзи своя.

— Помолчи, Тихон! — Рявкнул Никанор.

— Ах, так? — Обиделся толстяк и сделал шаг навстречу новому гостю. Распахивая дружеские объятия, Тихон ясно и отчетливо произнес. — Gehe zum Teufel!

Повисла тяжелая пауза. Никанор побледнел, как полотно.

А франт вдруг засмеялся, запрокидывая голову. Его птичий кадык дергался, словно пират в судорогах на висельнице.

Утирая выступившие слезы, в наступившей гробовой тишине, посол вдруг сказал по-русски:

— Ну, вы, ей-богу, как дети малые. Никанор, ты что, не предупредил братьев, что я из Потемкиных буду?

— Меньше знают, Александр Иванович, крепче спят.

— Искандер, стало быть. — Охнул Снегирев. — Сам командор Восточного Предела!

— А ты, малец, чьих будешь? — Александр оглядел Сеньку с головы до ног. — Что-то я тебя не припомню.

— Ну как же: Новгородский я.

— Ой, врешь. — Граф проворно достал из кармана амулет на тяжелой цепочке.

Снегирев рванулся было в сторону, но, увидев серебряную бляху, поник плечами и уставился на нее заворожено.

— Да не, я его знаю. — Махнул рукой Тихон. — Мы уже, почитай семь лет дружбу водим.

— С ним? — И граф кинул свою смешную шляпу на пол. — А знаешь ли ты, брат, что он не человек вовсе?

— Опять за рыбу деньги! — Всплеснул руками Тихон. — Ну, вовкулак, так что с того? Ну, сожрет он в полнолуние пару кур, что вам всем, убудет?

— Ихтис, ихтис. — Проворчал граф. — Не пришла еще эпоха Водолея. Не оборотень он, Тихон! Что ж ты всерьез полагаешь, что Никанор надел меч, и я сам прибыл к вам потехи ради?

— Постой, ты куда клонишь?

— А ведь это он подсовывал тебе книжки про архонтов? — Никанор смотрел на Тихона с сочувствием.

— И что?

— А где он их взял? А ведь писаны они на языке, которого нет. — Потемкин все покачивал в руке бляху. — Не станешь же ты утверждать, что это древние письмена?

— Не стану. Это язык, который еще не родился.

— Вот именно. — И граф поднял вверх палец. — И чтобы достать такую книгу, нужно уметь ходить в то место, которого еще нет. Это ведь раскол, ересь, Тихон. Будущее только в руках Господа нашего.

— Верно то оно, верно. Но за что же меня судить потом будут, если все в руках бога, а мне, с позволения сказать, ни вздохнуть, ни пернуть без высшего соизволения нельзя?

Никанор спрятал улыбку в усы.

— Хорошо он тебя подцепил, Тихон, грамотно. Да только не живой он совсем. Механизм, кукла, понимаешь?

— При всем уважении, Александр Иванович, куклы не едят. И по малой нужде не ходят. А я сам видел, как Сенька все это делал. В полнолуние я сам лично его на цепь сажал и поросенка ему скормил. Зачем все это кукле?

— Может ты его еще и жалеешь? — Никанор смотрел на Тихона с удивлением.

— Да, жалею. И не раз спасал. А вы просто обознались.

— Нет, Тихон, враг — один из нас. И если мы обознались, то кто тогда из нас лукавый?

— Я это. — Тихон снял кошелек с раздавленным в нем чесноком и швырнул под ноги Потемкину. — Вы же искали программу из будущего, так вот это — я.

Никанор выхватил меч, но Александр Иванович покачал головой:

— Докажи.

— Отпустите Сеньку. Я здесь был ради него. Без него то самое будущее захватят те, с кем вы боретесь всю жизнь.

— Слова, Тихон, это все слова.

— Вы не понимаете, я не нечисть. Я никак не реагирую ни на чеснок, ни на серебро, ни на молитвы. Я соткан из электрических колебаний иной частоты. Я чужой в вашем мире. Но я не несу зла. Оставьте Сеньке жизнь, Христом богом прошу, и я сам уйду.

— Нет, ты останешься и превратишься в того, кто ты есть у себя. — Потемкин хмурил лоб. События разворачивались совсем не по тому сценарию. И понять, зачем Тихон оговаривает себя, граф никак не мог.

— Пусть так.

— Это. — Никанор смотрел на друга с сомнением. — Ты капусту-то с бороды все-таки убери. Неудобно как-то.

— Твоя правда. — Сказал толстяк и исчез в хлопке серебристого света.

— Пресвятая богородица! — Открыл рот Никанор. — Да мы ж с ним, почитай, и постриг вместе принимали, и горгулий ловили, и на аспида охотились. Вот оно как...

— Черт! — Граф в сердцах отшвырнул амулет в сторону. — Упустили, стервятника!

Снегирев тем временем очнулся от гипнотического сна и, потирая виски, спросил:

— Где это я?

— Среди друзей. —  Вздохнул Александр Иванович.

— Мое почтение, командор. — Начал все припоминать мальчишка. — Разобрались, что я не виновен? А Тихон где?

Ответом стал глухой стук. На место, где только что было сияние, из ниоткуда вывалилась странная вещь.

— Что это? — Снегирев поднял нечто очень похожее на пулю, только размером побольше.

— Не смей. — Крикнул Никанор, выхватывая меч.

Но мальчишка уже снял с предмета защитный колпачок. Внутри было что-то железное прямоугольной формы, очень похожее на маленький, очень странный ключ. Этим предметом явно что-то открывалось или заводилось. Какая-нибудь диковинная музыкальная шкатулка с танцующей балериной. Такую Сенька видел два года назад у Троегубова в палатах.

— Дай сюда. — Потребовал командор, ослабляя на шее кружевное жабо.

Сенька отдал.

Александр Иванович покрутил безделушку в руках. «Портабельный софт. Lupo_PenSuite. Сборка 2011. 13.07.», — прочитал граф.

— Стало быть, у нас Домовые, а у них там — Портабельные.

— Это что? — Удивился Сенька. — Вы хотите сказать что это — Тихон? Шутите, да?

— Увы. — Граф подобрал свой амулет и собрался уйти тем же путем, что пришел.

— Александр Иванович! — Снегирев упал перед графом на колени. — Тихон мне был как отец. Он трижды спасал меня от неминуемой гибели, оставьте мне эту вещь. Она ведь вам не нужна?

— Четырежды. — Поправил Никанор. — В этот раз своей жизнью за тебя заплатил Тихон. Мы думали, что бес Портабельный — это ты. Он раскрыл свою тайну, чтобы спасти тебя. А еще говорят, что у демонов нет сердца...

— Забирай. — И граф положил странную вещь на стол. — И приберите тут. Что у вас капуста квашеная всюду валяется?

На следующий день архиепископ Никанор, в миру бывший статский советник Аристарх Нектарьевич Бекетов, подал прошение о снятии с себя церковного сана, заодно и о сложении полномочий инквизитора Ордена Алой Розы.

Великий и несокрушимый, побеждавший бесов и ведьм, старик удалился в свое имение и принялся чудить.

Мужики сказывают, что решил он построить машину, которая сама бы ходила, по-человечески разговаривала и даже чай из блюдца пила. С ним приехал худющий, но шустрый паренек Сенька Снегирев. Говорят, что они вдвоем уже сделали механическое сердце. И похоже оно на пулю.


 Отзывы читателей о «Портабельный»

Фантомас | 2011-07-30      
Прочитал этот рассказ и поймал себя на мысли: хочется исправить некоторые в нем вещи. Потом пришла вторая, более общая мысль: анализируя мое отношение к уже прочитанным конкурсным произведениям обнаружил закономерность: исправлять и дополнять хочется только хорошие рассказы, несущие в себе интересные идеи или их зерна. Плохие рассказы даже переделывать не хочется, т.к. сразу видно: никакого ценного зерна в них нет. Что касается Портабельного, как и большинству читателей (чьи отзывы я прочитал, может, есть и другие) исполнение рассказа, т.е. форма его меня не увлекла, а вот идея, что робот может быть «человечнее» человека, и человек тщится создать подобного робота, показалась мне интересной.

Но интересной в каком плане: человек не стремится измениться сам, чтобы стать более порядочным в отношениях с другими людьми, а делает робота, который бы к нему лично относился хорошо и человечно. Вольно или невольно автор Портабельного вышел на философскую тему отличия западной культуры от восточной. Восточный человек (имею в виду прежде всего культуру древней Индии и Китая) как раз занят внутренним самосовершенствованием. А западный, не желая меняться внутренне, старается изменить природу вокруг себя, активно ее возделывая и придумывая разные механические приспособления, облегчающие ему жизнь и обслуживающие его, как господина. Концовка рассказа показалась мне чудесной именно в этом плане. В финальном эпизоде конструирования робота показан весь западный человек, с его «господскими» замашками и нежеланием бороться с грехом внутри себя.

Некоторые мои коллеги-критики не нашли в рассказе соответствия конкурсной теме — наличия какой-либо перемены во внутреннем мире героев. Но вот в чем прикол: гениальная концовка рассказа как раз ставит вопрос: а возможно ли это перерождение в принципе? Фактически этой концовкой бросается вызов заявленной теме: способен ли человек к кардинальным изменениям (в лучшую или худшую сторону)? Ответ нам дает Библия, но не сама по себе, а доказанный комплексными исследованиями психологов, социологов, философов, биохимиков и т.п. факт: за те 2000 лет, что существует Книга книг, человек не стал ни на йоту ни лучше, ни хуже. Вот на такие мысли порой наталкивают хорошие рассказы...
         
   еремина | 2011-07-30      
Юмор в рассказе забавный — правда. Но диалоги их очеень много и они мозг выносят, тихонечко так с улыбочкой Фольклорный(М.СЕменова вдохновила?), исторический колорит +мистические персонажи это все мило, многим понравилось думаю и многие из этих ниточек наверняка уже наметили в своей голове возможный интересный сюжетец.
Но мы оцениваем конкретно этот рассказ!

Написано очень плохо, простите.
Прежде чем писать рассказ построенный на диалогах поучитесь это сначала делать , товарищ автор. тем более вы усложнили себе задачу используя специфические словцы так сказать
Идея с трудом продирается сквозь эти словцы, хи-хи ха-ха и обрывки разговоров. Все время путаешься кто что кому говорит Я вообще в конце долго пыталась допетрить в чем же идея рассказа, не говоря уже о смысле, а я вроде бы отличаюсь каким никаким «..умом и сообррразительностью»..
Через диалоги нужно выражать мысль (если уж взялись за такой стиль) а не подавать нам записанную писарем болтовню некого собрания то ли балбесов, то ли серьезных дядей, непонятно где происходящего!!!
Так что оценка моя боюсь будет низкой, очень низкой.
В вашу защиту — настроение общее в зачете.
          
    Каллипсо | 2011-07-30      
А рассказ и вправду хорош.
Тема пережевана уже — изменение прошлого через вмешательство из будущего. Но исполнение окупает. Вполне объемные герои, юмор (не совсем мой, но все же), интрига. Язык опять же приятный.
Основная ошибка автора — построение на диалогах. Они хороши, но здесь их с избытком. Если бы расширить несколько пространство рассказа, дать описательный момент, прорисовать четче героев и часть информации вынести по-за диалог, по-моему, стало бы лучше.
Но, пожалуй, второй рассказ из читанных, который получит высокую оценку.
Мое почтение.
        
 Megana | 2011-07-27      
Отличная идея и никудышное воплощение. Текст, почти целиком построенный на диалогах, очень трудно читать, если, конечно, это не драматургическое произведение. А уж когда к тому же прямая речь и оформлена неправильно... Ну и, кроме того, автор слишком много оставляет на волю читательской фантазии, дает кучу намеков и картины мира толком не раскрывает, что тоже не добавляет ясности. Увы. А ведь могло бы быть...

zmey-uj
РСОЖ: архиепископ отказался от сана?
Не претендуя на оригинальность, скажу: диалогов многовато. Происходящее выясняется только из бесед персонажей. Предметы из будущего. Механическое сердце. Монахи, оборотень...
Хохмы и словечки - не люблю. "Лишь бы человек хороший попался, подумал меч" - зачем? (В смысле, зачем эта бородатейшая фразочка?)
Рассказ как будто оборван. Но это не страшно. Такое что оборвано, что закрУглено.


ЯэтоЯ философ | 2011-08-01  
   

Рассказ Портабельный
    цитата
    — Ни чаво, мы в лапотной стране живем, в Гиперборее. Читал я их ученые книжки, заграничные, так там пишут, что мы с тобой, брат Никанор, с медведями по лапе и здороваемся.   

Ничаво - всё же надо писать вместе.
Да и здороваются ЗА лапу - а не ПО лапе.

    цитата
    дергался, словно пират в судорогах на висельнице.

пан Туман | 2011-07-22  
   
Произведение с большим нерастраченным потенциалом, как по мне. Допуская, впрочем, что другие считают потенциал использованным. А я бы с большим удовольствием почитал не о прыжках во времени, а том, как боролись с нечистью в эпоху Петра I — мне это показалось интересней. Конечно, автор не избежал... нет, не штампов, а банальностей вроде Ордена Алой Розы, но, думаю, если бы он сосредоточился на криптоисторической составляющей, то не допустил бы подобного.
А вот что неприятно кольнуло — это построение предложений. Иногда чертовски трудно понять, о чем идёт речь. В диалогах тоже не всегда ясно кому принадлежит та или иная реплика.
            
     видфара | 2011-07-22 
     
Вкусно написано, криптоистория такая приятная, на стыке с хронофантастикой.
Царапнуло только:
    Спойлер (раскрытие сюжета). Выделите мышью для просмотра.
    кивком головы скинул капюшон и выхватил меч.   
— это во времена Петра I? Или для обряда именно такое оружие потребовалось?
Рассказ в целом действительно напоминает отдельные вещи К.Булычёва, читать было интересно...
Но! Соответствие конкурсной теме категорически не просматривается! Увы, остаётся надеяться лишь на то, что перед нами зачин большой истории, которую мы однажды прочитаем от начала до конца.
   
  Svet_laya | 2011-07-26      
Не очень понравилось, что в начале мы не видим, где происходит действие. Возможно, что-то в этом и есть: начинать с диалога, однако же начальный диалог «провисает»: ни действия, ни антуража: кто повернулся, кто сказал или куда посмотрел. Из-за этого сложно «включиться» в действие, тем обиднее, что язык-то рассказа хороший.

Очень интересно написано, но — мало. Не совсем понятно, где и что происходит,  и почему, будто из контекста фрагмент вырвали. Трактовка слова «портабельный» улыбнула. Но я бы лучше почитала нечто подлиннее на эту тему. И не совсем понятно, кто же главный герой и у кого же перемена в жизни (это, как я поняла, тема конкурса?)  

 Aklenord | 2011-07-21  
   
Ничего для себя в рассказе не увидел. Ни героев, ни толковой идеи, ради которой все это затевалось, ни интересного сюжета и языка.
Кому-то понравилась речь героев, но я не увидел в ней ничего примечательного. Смеяться, что ли, надо было?
        

 Galka | 2011-07-16  
   
Пожалуй, этот рассказ коротковат. Я бы еще почитала. Мысль конечно, не нова, еще Булычев с его «облаками над рекокй (похищением чародея)» вспоминается, зато воплощение радует. Диалогов, на мой вкус, в самый раз. А вот пейзажей-интерьеров я бы обавила. Уверена, что автор может сделать это вкусно.
        

bbg | 2011-07-14 
     
Сначала справедливости для:
    Спойлер (раскрытие сюжета). Выделите мышью для просмотра.
    Оборотень взвизгнул, как собака, получившая пинка, обмяк.   
Он как собака взвизгнул, а обмяк не вследствие пинка, коего не было, но по причине саданутия мечом плашмя...

А вообще рассказ мне показался кусочком большого текста с прикрученным для закругления финалом.
И слишком много диалогов. Соответствие теме также спорное. Кто резко жизнь изменил? Тихон? Сомнительно. Или Никанор? На нём вообще внимание не фиксировалось...
        
A.Ram | 2011-07-13  
Ой, хороший рассказ, душевный. Впервые за долгое-долгое время почитал псевдо-русский штиль с явным удовольствием. За это автору большущий поклон!
Но не без огрехов:
    Спойлер (раскрытие сюжета). Выделите мышью для просмотра.
    «Тихон схватил со стола головку чеснока, выхватил из-за пояса кинжал» — схватил-выхватил, пришел-ушел...
»...кулаком с зажатым в нем чесноком» — почти вирши, уважаемый автор, не находите?
«Оборотень взвизгнул, как собака, получившая пинка, обмяк» — эх, автор, не давали вы пинка собаке! Будьте уверены — про «обмяк» и речи нет, последний чихуа-хуа вам за это полноги оттяпает!
«У него были запавшие скулы» — страшная картинка, если учесть, что скула — это кость.
Все баллы — за общее настроение.
Категория: рассказы Валентина | Добавил: Нико-Ра (11.08.2011)
Просмотров: 663 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024